» » Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

  • Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок
  • 12-08-2015, 12:45

ОАО «Кузнецов» является ведущим двигателестроительным предприятием России. Здесь осуществляется проектирование, изготовление и ремонт ракетных, авиационных и газотурбинных установок для газовой отрасли и энергетики.

С этими двигателями были запущены пилотируемые космические корабли «Восток», «Восход», «Союз» и автоматические транспортные грузовые космические аппараты «Прогресс». 100% пилотируемых космических пусков и до 80% коммерческих производится с использованием двигателей РД107/108 и их модификаций, произведённых в Самаре.

Продукция завода имеет особое значение для поддержания боеготовности дальней авиации России. На «Кузнецове» были сконструированы, произведены и технически обслуживаются двигатели для дальних бомбардировщиков Ту-95МС, для бомбардировщиков Ту-22М3 и для уникальных стратегических бомбардировщиков Ту-160.

50 фото

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

Фотографии и текст Славы Степанова

1. 55 лет назад в Самаре начали серийно производить ракетные двигатели, которые не только подняли на орбиту первого космонавта Юрия Гагарина, но и вот уже более полувека используются российской космонавтикой и тяжелой авиацией. Предприятие «Кузнецов», которое входит в Госкорпорацию Ростех, объединило несколько крупных самарских заводов. Сначала они занимались производством и обслуживанием двигателей для ракетоносителей ракет «Восток» и «Восход», сейчас — для «Союза». Второе направление работы «Кузнецова» сегодня — силовые установки для самолетов.

ОАО «Кузнецов» входит в состав Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК).

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


2. Механообрабатывающее производство. Это один из начальных этапов процесса производства двигателя. Здесь сконцентрировано высокоточное обрабатывающее и контрольно-испытательное оборудование. Например, фрезерный обрабатывающий центр DMU-160 FD, способен обрабатывать крупногабаритные детали сложной формы диаметром до 1.6 метра и весом до 2 тонн.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

3. Оборудование эксплуатируется в 3 смены.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

4. Обработка токарно-карусельном станке.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

5. НК-32 устанавливается на стратегическом бомбардировщике Ту-160, а НК-32-1 — на летающей лаборатории Ту-144ЛЛ. Скорость установки позволяет обрабатывать швы до 100 метров в минуту.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

6. Металлургическое производство. Этот участок способен отливать заготовки диаметром до 1 600 мм и весом до 1 500 кг, необходимые для корпусных деталей газотурбинных двигателей индустриального и авиационного применения. На фото показан процесс заливки детали в вакуумно-плавильной печи.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

7. Фрагмент литниково-питающей системы после заливки.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

8. Контроль литья методом ЛЮМ-А.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

9. Типовые испытания клапана ракетного двигателя в условиях -55°C.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

10. Испытания представляют собой процесс охлаждения ванны со спиртом с помощью жидкого азота до указанной температуры.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

11. Участок сборки моделей лопаток в модельный блок.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

12. Прокалка керамических форм лопаток в электрической печи.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

13. Нанесение керамики на модель лопаток.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

14. Процесс индукционной пайки сопла камеры сгорания ракетного двигателя. Температура процесса составляет 975°C.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

15. Установка полуколец на критическое сечение камеры сгорания ракетного двигателя на участке сварки.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

16. Фрезеровка каналов горючего камеры сгорания ракетного двигателя.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

17. «Наружная рубашка» сопла камеры сгорания РД с разметкой под рентген-контроль.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

18. Камеры сгорания.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

19. Сейчас на «Кузнецове» трудится около 12 тысяч человек.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

20. Сборка очередного опытного образца двигателя НК-361 для российской железной дороги. Новым направлением развития ОАО «Кузнецов» является выпуск механических приводов силового блока ГТЭ-8,3/НК для тяговой секции магистрального газотурбовоза на базе ГТД НК-361.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

21. Первый опытный экземпляр газотурбовоза с двигателем НК-361 в 2009 году во время испытаний на экспериментальном кольце в Щербинке провел состав весом более 15 тысяч тонн, состоящий из 158 вагонов, установив тем самым мировой рекорд.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

22. Цех окончательной сборки авиационных газотурбинных двигателей.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

23. Сборка узла форсажной камеры двигателя НК-32.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

24. Двигатель НК-25 — турбореактивный двигатель для самолета Ту-22М3, основного российского бомбардировщика средней дальности. Наряду с НК-32 долгое время является одним из самых мощных авиационных двигателей в мире.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

25. Обвязка двигателя НК-25.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок


26. Топливный коллектор форсажной камеры.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

27.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

28. Слесари-сборщики за работой по сборке НК-14СТ. Газотурбинный двигатель НК-14СТ используется в составе агрегата для транспортировки газа. Интересно то, что двигатель использует природный газ, перекачиваемый по трубопроводам, в качестве топлива. Является модификацией двигателя НК-12, который устанавливался на стратегический бомбардировщик Ту-95.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

29. Цех окончательной сборки серийных ракетных двигателей. Здесь производится сборка двигателей РД-107А/РД-108А разработки ОАО «НПО «Энергомаш». Этими двигательными установками оснащаются первые и вторые ступени всех ракет-носителей типа «Союз».

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

30. Доля предприятия в сегменте ракетных двигателей на российском рынке составляет 80%, по пилотируемым пускам — 100%. Надежность двигателей — 99,8%. Запуски ракет-носителей с двигателями ОАО «Кузнецов» осуществляются с трех космодромов — Байконур (Казахстан), Плесецк (Россия) и Куру (Французская Гвиана). Стартовый комплекс под «Союзы» также будет построен на российском космодроме «Восточный» (Амурская область).

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

31. Полный цикл создания ракетного двигателя составляет около 10 месяцев.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

32. Подготовка изделия к окончательной сдаче контрольным службам и представителю заказчика.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

33. Здесь же, в цехе, ведутся работы по адаптации и сборке ракетного двигателя НК-33, предназначенного для первой ступени ракеты-носителя легкого класса «Союз-2-1в».

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

34. Двигатель НК-33 — один из тех, что планировалось уничтожить после закрытия лунной программы. Двигатель прост в эксплуатации и техническом обслуживании, и вместе с тем имеет высокую надежность. При этом его стоимость в два раза ниже стоимости существующих двигателей того же класса по тяге. НК-33 востребован даже за рубежом. Такие двигатели устанавливают на американскую ракету Antares.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

35.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

36. В цехе окончательной сборки ракетных двигателей расположена целая галерея с фотографиями советских и российских космонавтов, которые отправлялись в космос на ракетах с самарскими двигателями.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

37. Монтаж двигателя НК-14СТ на испытательный стенд.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

38. Подстыковка маслоситемы к двигателю для проведения испытаний.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

39. Пультовая испытательного стенда.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

40. Система шумоглушения испытательных стендов газотурбинных двигателей.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

41. Ракетный двигатель РД-107А/108А на стенде. За несколько минут до начала огневых испытаний.

Подтвердить почти стопроцентную надежность изделия можно только одним способом: отправить готовый двигатель на испытания. Его крепят на специальном стенде и запускают. Силовая установка должна работать так, как будто уже выводит на орбиту космический корабль.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

42. За более чем полвека работы на «Кузнецов» было выпущено около 10 тысяч жидкостных ракетных двигателей восьми модификаций, которые вывели в космос более 1 800 ракет-носителей типа «Восток», «Восход», «Молния» и «Союз».

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

43. По минутной готовности в систему охлаждения факела подается вода, создается водяной ковер, который уменьшает температуру факела и шум от работающего двигателя.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

44. При испытании двигателя производится регистрация около 250 параметров, по которым оценивается качество изготовления двигателя.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

45.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

46.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

47. Подготовка двигателя на стенде длится несколько часов. Производится его обвязка датчиками, проверка их работоспособности, опрессовка магистралей, комплексные проверки работы автоматики стенда и двигателя.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

48. Контрольно-технологические испытания длятся около минуты. За это время сжигается 12 тонн керосина и около 30 тонн жидкого кислорода.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

49. Испытания окончены. После этого двигатель отправляется в сборочный цех, где его разбирают, проводят дефектацию узлов, собирают, проводят окончательный контроль, а затем отправляют заказчику — на АО «РКЦ «Прогресс». Там его устанавливают на ступени ракеты.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

50.

Производство ракетных, авиационных и наземных двигательных установок

Также смотрите «Как делают самолеты Боинг» и «Убежище под институтом РАН».



Также смотрите: 

Другие новости по теме

Поделиться новостью

Оставить Комментарий

Имя:*
E-Mail:
Полужирный Наклонный текст Подчеркнутый текст Зачеркнутый текст | Выравнивание по левому краю По центру Выравнивание по правому краю | Вставка смайликов Вставка ссылкиВставка защищенной ссылки Выбор цвета | Скрытый текст Вставка цитаты Преобразовать выбранный текст из транслитерации в кириллицу Вставка спойлера
Введите два слова, показанных на изображении: *